Степанов Борис Юрьевич (aviator_bob) wrote,
Степанов Борис Юрьевич
aviator_bob

Categories:

ПАНКРАТОВ Онисим Петрович

Здесь краткая биография этого удивительного человека: http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=55&sobi2Id=720

Панкратов А.П..png
В рядах XII KAO, уже с тремя георгиями.
Герои воздушного флота.png
А это уже среди сослуживцев XXXIII отряда (бывшего Новогеоргиевского крепостного) после легендарного перелёта.

Vyasen
Последний раз "чертовка судьба" пошутила с нашим героем зимой 1916 года. На этом германском снимке захваченный вражеской пехотой аппарат отважного пилота севшего на вынужденную посреди фронтовых линий, но тогда нашему экипажу повезло избежать пленения.
Pankratov
Газетная заметка о гибели Панкратова.

А теперь некоторые подробности, "оставшиеся за кадром".

Газета УТРО РОССИИ 24 (11) ноября 1911 года.
9000 верст на велосипеде.
В Москву прибыл интересный спортсмен А.П.Панкратов, который на обыкновенном велосипеде совершил весь путь от Харбина до Москвы, сделав таким образом около 9,000 верст. А. П. Панкратов выехал из Харбина 10 июля текущего года в сопровождении трех товарищей, но после Томска ему пришлось уже продолжать путь одному, так как его спутники отказалась от мысли закончить это грандиозное и оригинальное путешествие.
А. П. Панкратова еще сравнительно молодой человек, лет 28. Высокого роста, широкоплечий, с сильно развитой атлетической фигурой. Он представляет собой страстного, увлекающегося спортсмена, который с большим успехом подвизался в различных видах спорта. А. П. Панкратов — прекрасный атлет, футболист, отлично плавает, стреляет и т. д. В Харбине он стоял во главе всех местных спортивных организаций и особенно прославился, как смелый руководитель харбинской вольной пожарной дружины.
Свой долгий путь отважному путешественнику пришлось совершить при весьма исключительных обстоятельствах, причем он испытал ряд невзгод и неприятностей.
— Пока я ехал по Монголии и Манчжурии, — говорил нам в беседе А.П.Панкратов, — мне пришлось встречать самое радушное отношение со стороны местного населения, главным образом, бурят и монголов. Кормили они меня великолепно, и если бы не отсутствие хлеба, который только с трудом можно достать в этих местах, то проезд через китайские владения был бы во всех отношениях исключительно приятным. Но достаточно мне было вступить в пределы родины, как моя путевая жизнь наполнилась всякого рода приключениями и тяжелыми испытаниями.
Смелый путешественник вел все вpeмя путевые заметки, которые он заносил в свою карманную книжечку после каждой остановки. Вот это обстоятельство внушало подозрение сибирским крестьянам, которые принимали г. Панкратова часто за шпиона и угрожающе спрашивал® его: „Ты что здесь за планты снимаешь?" Приходилось с большим трудом убеждать крестьян в невинности путевых записей. В одром месте велосипедиста чуть не избили, часто по пути бросали огромными булыжниками, желая, очевидно, сломать велосипед. А вот в городе Кургане, у самого въезда в город, на А.П.Панкратова напала пьяная компания, среди которой были и чиновники, и сильно его избили. Ему удалюсь спастись только благодаря заступничеству случайных прохожих.
— Быль момента, когда меня чуть подстрелили, — продолжал свой рассказ путешественник. — Попался я навстречу в горах охотникам, которые решили вместо дичи поохотиться за мной и открыли пальбу. Одними из выстрелом был ранен в спину, и вот собираюсь теперь в Москве - серьезно полечиться. Не мало хлопот доставляли мне еще и железнодорожные путевые сторожа, которые несмотря на наличие у меня пропускного билета от железнодорожного начальства не разрешали мне переезжать через дорожные пути.
Несмотря на все это, А.П.Панкратов смотрит довольно бодро. С особенными удовольствием и увлечением он говорит о той массе впечатлений, которые ему удалось вынести из своего долгого и интересного путешествия из конца в конец страны. Он знакомился с географическими, этнографическими особенностями отдельных местностей. В Москве он будет несколько дней, а затем отправится в Петербург, — конечный пункт его путешествия.

В С.

Онисим Панкратов
10 августа 1913 года в Харбине состоялся финиш кругосветного путешествия на велосипеде, совершенного 25-летним русским спортсменом Онисимом (Анисимом) Петровичем Панкратовым. Путешествие длилось 2 года и 18 дней. Онисим Панкратов выбрал не кратчайший, а очень сложный и трудный маршрут, охватывающий почти все страны Европы. Выехав из Харбина в июле 1911 года, отважный велосипедист прибыл в конце ноября в Петербург. Отсюда его путь лежал через Кенигсберг, Швейцарию, Италию, Сербию, Турцию, Грецию, снова Турцию, Италию, Францию, Южную Испанию, Португалию, Северную Испанию и опять через Францию. Переправившись пароходом через Па-де-Кале, Панкратов пересек на велосипеде всю Англию. Затем, приплыв в Америку, он снова садится на велосипед и пересекает американский континент по маршруту Нью-Йорк - Чикаго - Сан-Франциско. Отсюда - пароходом в Японию. Проехав на велосипеде Японию, а затем весь Китай, путешественник достиг начального пункта своего грандиозного маршрута - Харбина. Всего было пройдено на велосипеде свыше 30 тысяч километров.
Онисим Панкратов был ярым, убежденным, чрезвычайно разносторонним спортсменом. Любовь к спорту ему привил его отец. Онисим перебрал несколько видов спорта и в каждом из них он пытался добиться максимальных результатов. В 1908 году он перебрался жить в Харбин (ныне территория Китая). Поступив работать пожарным, он увлекся мото- и велогонками. Профессия пожарного требовала от Панкратова недюжинных физических способностей. Он много бегал, занимался силовыми упражнениями и в свободное время отдавал себя мотогонкам. За время занятий спортом в Харбине он профессионально освоил французскую борьбу и участвовал во многих соревнованиях.
Идею совершить какое-нибудь кругосветное путешествие развил Онисиму его отец. Претворить эту идею в жизнь его подтолкнула газета. Писалось о том, что международная федерация велоспорта еще в 1896 году учредила бриллиантовую пальмовую ветвь спортсмену, который первый объедет всю Европу. Маршрут, предлагавшийся спортсмену, внешне на карте напоминал цифру восемь.
Онисим за три года скопил некоторую сумму денег, купил велосипед легкодорожного типа. Спортивные организации поддержали идею Панкратова. И в начале лета 10 июля 1911 года состоялись торжественные проводы.
В начале маршрута с Панкратовым отправились в путешествие еще два велотуриста – Вороников и Сорокин, однако они не смогли с ним долго продержаться. Как и во всяком дальнем велопоходе стала проявляться несовместимость характеров. Также большое значение оказала физическая подготовка спортсменов. Из-за усталости участники часто останавливались, что срывало график движения. Замечания Онисима не всем нравились и поэтому последний напарник смог продержаться с ним только до Читы.
Трудно приходилось Анисиму. Шли беспрерывные "ситочные" дожди, дороги превратились в хляби, мириады комаров не давали покоя, проникая даже в туго зашнурованные гетры. Пугали и звери, и лихие люди, даже крестьяне глухих деревень, встречая путника градом камней. Путешественник вспоминал: "То, глядишь, лошадей вспугнул, то наехал на курицу, то просто так..."
Под Красноярском на него напали грабители и отпустили с миром, портмоне спортсмена "хранило" всего лишь два целковых с копейками. Недалеко от Камска в него стреляли из револьвера - пуля пролетела мимо... Через каждые 30-60 верст Анисим Петрович обращался к волостным старостам с просьбой сделать отметку в контрольной книге. Иногда его подозревали в шпионстве, но обилие штампов с двуглавым орлом на страницах журнала успокаивало подозрительных.
От Кургана до Челябинска он ехал двое суток. В селе Миасском казаки натравили на него собак, в Челябинске им заинтересовался ночной сторож. Старик напоил его горячим чаем и уложил спать в горнице. Утром, дивясь рассказам странника, подарил ему огромные на собачьем меху рукавицы, теплую шапку-финку с козырьком...
Железнодорожные обходчики не разрешали ему ехать по шпалам, и все время гоняли его.
Только в середине ноября, вечером, он подъехал к одному из вокзалов Москвы. Невероятно трудный путь Панкратов одолел за четыре месяца. Из Москвы в Петербург его провожала целая кавалькада велосипедистов. Велоклубы Москвы и Санкт-Петербурга оказали материальную помощь Панкратову для дальнейшего путешествия по Европе.
Границу Российской империи он пересек 12 декабря 1912 года. С велосипедом и на велосипеде он пересек Альпы, Австро-Венгрию и, оставив позади Испанию и Францию, достиг берегов туманного Альбиона.
Газета "К спорту!" писала: "По благодатной Италии Панкратов путешествует без копейки в кармане, живет в основном хлебом и водой. Беды преследуют его. В Италии он сильно простудился, преодолевая пешком горные перевалы. Ему помогали жившие тогда в Италии жена Горького М.Ф. Андреева, известный русский беллетрист А.В. Амфитеатров..."
Путешествуя за пределами России, Онисим постоянно искал возможность подзаработать денег для продолжения маршрута. В Англии проживающие русские писатели помогли ему публиковать путевые заметки. Он также участвовал в многочисленных соревнованиях по борьбе и велоспорту.
Зимой 1913 года Онисим ступил на землю США, которая показалась ему негостеприимной: "Едешь по дороге, приближаешься к какой-нибудь ферме, хочешь отдохнуть, а тебя встречают с ружьем наготове и с заряженными кольтами..." В литературных источниках очень мало рассказывается о путешествии Онисима Панкратова по Америке. Для покупки билета на пароход он трудился грузчиком в порту.
Завершив свое путешествие, Панкратов не захотел останавливаться на достигнутом. Его увлекла идея совершить кругосветное путешествие на самолете, и он поступает учиться профессии летчика. В это время началась Первая Мировая война.
Панкратов заканчивает авиационную школу, храбро сражается. За различные подвиги и доблести Онисим Петрович был награжден четырьмя Георгиевскими крестами, произведен в подпоручики, представлен к ордену Святого Владимира...
В 1916 году под Двинском Онисим Панкратов вылетел на свое последнее задание. Успешно справившись с двумя немецкими самолетами, он не заметил третьего, заходящего на него с хвоста. До последнего момента он пытался посадить самолет, но в воздухе из-за сильного ветра самолет перевернулся и рухнул на землю.
Решением Главнокомандующего он был доставлен на родину в Казань и похоронен со всеми воинскими почестями. За последний подвиг он был представлен к ордену Владимира с мечами.
Газета "Русский спорт" (№ 37) от 11 сентября 1916 года сообщила: "На минувшей неделе в Казани предано земле тело погибшего военного летчика Онисима (Анисима) Петровича Панкратова. Онисим Петрович умер смертью храбрых, совершив ряд подвигов, и к искреннему глубокому сожалению невольно примешивается чувство... гордости за русский спорт, давший такого преданного... смелого работника. В мирной жизни Онисим Петрович был ярым, убежденным спортсменом, на войне оказался героем... Покойный был спортсменом чрезвычайно разносторонним. Несколько лет назад он совершил кругосветное путешествие на велосипеде..."
Путешествие Онисима Панкратова современники называли великим. Кольцо вокруг Земли он замкнул на велосипеде "Грицнер". В этом путешествии он сменил 53 покрышки, 4 седла, 2 руля, 11 цепей и 750 спиц...

В статье использованы материалы:
1. Толстяков Б.М. Казанский государственный педагогический университет.
2. Еженедельная газета "Челябинск за неделю" № 117
3. http://sci.aha.ru


Tags: георгиевские кавалеры, геральдика, летуны, отряды
Subscribe

  • Судьба ветерана Великой войны

    20 апреля 1921 года квебекский суд в пригороде Оттавы признал кавалера Георгиевского креста и Креста Виктории русского и канадского солдата…

  • Слепян...

    Прапорщик Слепян Александр Сергеевич, летчик-наблюдатель 38го корпусного авиационного отряда. Яко бы он же, но уже в качестве…

  • Перчатка...

    Командирский "Альбатрос" 5-го ягдштаффела прозванного "Каноне яштой", за большое количество германских асов, воевавших в его рядах.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments