Степанов Борис Юрьевич (aviator_bob) wrote,
Степанов Борис Юрьевич
aviator_bob

Category:

Стоман Евгений Карлович

"Ньюпор" фирмы Дукс из 1-ой БАГ.jpg
По утверждению Г.Ф.Пертрова пилот этого аэроплана Стоман Евгений Карлович. Родился в 1895 году. Окончил Севастопольскую ( Качинскую ) школу авиации в Марте 1917 года.
Проявил себя в боях Первой мировой войны сбив (?) 3 самолёта противника. Награждён тремя Георгиевскими крестами.

После Революции окончил МВТУ. В 19ЗО-е годы работал в НИИ ВВС инженером научно - технического отдела, по требованию которого в практику опытного самолётостроения были введены макетные комиссии, участие в которых испытателей способствовало улучшению компоновки оборудования на самолётах и позволяло ещё до их постройки учитывать требования ВВС. Работал в ЦАГИ. Ведущий инженер КБ А. Н. Туполева. Один из организаторов лётно - испытательных работ. Вошёл в историю отечественной авиации как ведущий инженер ряда рекордных перелётов.

Умер в 1964 году.
http://airaces.narod.ru/ww1/stoman.htm

"Исключительно скромным и мягким человеком был отличный авиатор Евгений Карлович Стоман, бывший лётчик царской авиации, проявивший в воздушных боях Первой Мировой войны высокие бойцовские качества, сбив "трёх германцев", за что был удостоен трёх Георгиевских крестов. Перед боевыми вылетами он своему механику типично нашёптывал: "Собьют, чувствую - собьют". И произвольный раз растроганный механик со слезами на глазах крестил уходящий в небеса самолёт и сообща с ним не верящего в бога Стомана. После каждого благополучного возвращения Евгений Карлович оправдывался: "Повезло..." И это не был кураж: чистейшая искренность - одна из наиболее ярких бес его характера.
После Революции он окончил МВТУ. Красвоенлёт, воевал супротив Деникина, был награждён орденом Красного Знамени.
В 1930-е годы Е. К. Стоман работал в НИИ ВВС инженером научно - технического отдела, по требованию которого в практику опытного самолётостроения были введены макетные комиссии, участие в которых испытателей способствовало улучшению компоновки оборудования на самолётах и позволяло ещё до их постройки учитывать требования ВВС. Был одним из организаторов лётно - испытательных работ. Вошёл в историю отечественной авиации как ведущий инженер ряда рекордных перелётов.
Конечно, сегодня всем любителям авиации известен самолёт АНТ-25. Но в отдалении не все знают, что предшествовало его нашумевшим полётам. В 1930-е годы тягачей для буксировки самолётов ещё не было. АНТ-25 перетаскивали красноармейцы. Прежде чем тот самый самолёт уходил в свой полёт, ему предстояло ещё поползать по земле: в первую голову из одного ангара в иной, где находились самолётные весы, а оттуда затем взвешивания на "горку" - возвышение в 6 метров в начале взлётной дорожки. Машину толкали хвостом вперёд, за крылья и стабилизатор, за стойки шасси. При остановках самолёта два механика с помощью тормозных колодок стопорили колёса. Руководством всей этой ответственно работы занимался Ведущий инженер КБ А. Н. Туполева, выходец из НИИ ВВС, Евгений Карлович Стоман.
В конце концов агрегатина устанавливалась так точь-в-точь, что завсегда скатывался с "горки" без малейших отклонений в сторону. Стоман, как рассказывают его современники, и в этом месте нашёптывал близкое традиционное: "Завалится, чувствую - завалится..."
Tags: аппараты, георгиевские кавалеры, летуны, отряды
Subscribe

  • Из за солнца...

    Фоккер и Виккерс, внезапная атака из за солнца. Старая, но очень точная иллюстрация эпизода первых воздушных боёв на Западном фронте.

  • К "ангелам ада"...

    Пару слов к предыдущему посту, не так уж давно имел пространную беседу с автором, изложившим своё мнение на свежеснятый британский военный фильм…

  • Свежачок от Эдика...

    Чехи вот тут порадовали новым изданием старой модельки. Теперь в формате набора "выходного дня", не поскупившись на три свежих варианта окраски.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments