Степанов Борис Юрьевич (aviator_bob) wrote,
Степанов Борис Юрьевич
aviator_bob

Categories:

Птенцы Качи


ЦВЕТКОВ Борис Леонидович.(1888-1938)
Поручик 6-го сапёрного батальона. Принадлежал к четвёртому выпуску, 3 августа сдал экзамен на звание "военный лётчик"; утверждён в звании приказом по Главному управлению генерального штаба от 14 сентября. Получил диплом пилота-авиатора за № 269 от 3 августа 1915 года. С 29 февраля 1912 года заведовал мастерскими школы. В 1913-1915 годах - руководитель на аппаратах "Ньюпор IV" и "Альбатрос". После Революции перешёл на сторону новой власти. После разгрома Врангеля стал первым начальником возрождаемой Качи. Позднее – он первый пилот, которому доверили доставлять в другие города матрицы центральных газет. Затем работал в главной инспекции ГВФ. Избежать репрессий не удалось.

Из воспоминаний генерала-майора И. К. Спатареля, начинавшего свою службу простым механиком-мотористом.

"...Я прибыл в школу авиации прежде всего как технический специалист. Офицер, полёты которого мне надо было обслуживать, приехал в Севастополь позже. До его появления меня послали работать в моторную мастерскую. Как же пригодились здесь мои навыки слесаря, давнее умение разобраться в устройстве насоса, золотников, наладить работу парового двигателя!
Механики и мотористы, в прошлом рабочие, встретили меня как своего: я не был новичком в технике. Мне дружелюбно помогали. Я смотрел, что и как делают другие, настойчиво перенимал их опыт. Постепенно познал и все особенности работы авиационного мотора.
Большинство офицеров, учившихся летать, не желали изучать технику: ждали, когда им запустят мотор и доложат, что все исправлено. Баре хотели быть 'чистыми лётчиками'.
И ничего удивительного тут нет. В царской России Отдел воздушного флота, руководивший созданием авиации, на три пятых состоял из высокопоставленных лиц, аристократов, ничего не смысливших в новом деле. Из таких, например, как князь Голицын, граф Стенбок-Фермор, барон Унгерн-Штернберг, егермейстер царя Шателен. Авиация стала модой, и к обучению полётам допускалась главным образом 'золотая молодежь', выходцы из аристократических семей. А они почти все оказывались белоручками.
Офицеров, стремившихся по-настоящему овладеть авиационной техникой, было очень мало. Мне, например, запомнились только трое. Первым назову поручика Бориса Леонидовича Цветкова. Было ему тогда лет двадцать пять. Прекрасный лётчик-инструктор, он одновременно руководил и сборкой самолётов, и ремонтом моторов.
Часто сам облётывал новые машины. Поручика Цветкова любили и уважали все солдаты-механики: он относился к ним не как офицер, а как старший товарищ. И это вызывало недоумение, даже недовольство вышестоящих начальников. Но есть логика в выборе человеком тропинок, ведущих к главной дороге жизни. Никто тогда, конечно, не предполагал, что добродушный офицер и прекрасный лётчик Борис Цветков сразу после Октября станет на сторону советской власти и будет отважно сражаться за нее в годы Гражданской войны. Забегая вперёд, скажу, что после разгрома Врангеля Борис Леонидович возглавил возрождённую Севастопольскую (Качинскую) авиашколу. Позднее он - первый пилот, которому доверили доставлять в другие города матрицы газеты 'Правда'.
Прибывший в школу штабс-капитан Земитан, офицер, которого я должен был обслуживать как механик, не только не умел летать, но и не мог даже отличить поршень от цилиндра. Пилотировать машину его учил Михаил Никифорович Ефимов. Я обслуживал эти полёты и прекрасно помню, с какой ненасытной жаждой ловил Иван Яковлевич Земитан каждое слово Ефимова. Летал он все смелее и лучше, кропотливо изучал мотор, систему управления. Каждый свободный от полётов час Иван Яковлевич проводил в мастерских.
Он дружил с Цветковым. Однажды я заметил, что они уже несколько дней подряд говорят только о пропеллерах: об их весе, окраске, наивыгоднейшей аэродинамически форме, о размере лопастей. В последующие дни Земитан стал интересоваться устройством хвостового оперения на разных самолётах. Цветков подробно отвечал на его вопросы.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments