Степанов Борис Юрьевич (aviator_bob) wrote,
Степанов Борис Юрьевич
aviator_bob

Categories:

Статья...



Воздушный богатырь Евграф Крутень

История воздушного флота донесла до наших дней славные имена первых русских ассов. Не одну победу одержали над немецкими пилотами знаменитые витязи воздуха – Нестеров, Крутень, Кокорин и многие другие. Вместе со своими боевыми товарищами на плохих самолетах они выходили победителями в неравных боях с германскими пиратами, летавшими на отличных для того времени машинах.

* * *

25 лет тому назад на Юго-Западном фронте погиб летчик Евграф Николаевич Крутень. Всю свою сознательную жизнь он посвятил авиации. Ей отдал он все свои силы, блестящие способности, она заменила ему все – семью, общество, досуг. Крутень добровольно сменил просторные аудитории Киевского института на казарменные нары «нижнего чина». С первых же дней войны он начал работать в авиаотряде и вскоре стал летчиком.

Крутень всеми силами души ненавидел врага. Немецкие пираты воздуха избрали об'ектом своих атак санитарные поезда. С 11 марта по 2 апреля 1915 г. германскими летчиками велся систематический обстрел русских санитарных учреждений, расположенных в районе 2-й армии, где находился Крутень. Неприятельские самолеты летали на такой высоте, что сбрасывавшие бомбы летчики не могли не видеть флагов и знаков Красного Креста.

В качестве возмездия за зверства германских садистов Крутень организовал первый групповой ночной налет. В ночь на 5 апреля несколько русских самолетов совершили успешную бомбардировку вражеских позиций. Крутень сбросил «2 бомбы по 2 пуда и 4 – по пуду в резервы и окопы восточнее р. Бзуры».

В июле 1915 г. немцы применяли газы. Как цинично признается историк немецкой авиации Нейман, «позиционная война открыла летчикам (германским) новую область работы при Бзуре–Равке. На авиацию было возложено наблюдение за ходом газовых атак». В этом деле немцам всячески мешал Крутень. В воздушных сражениях с врагом он применял предварительное «обрабатывание» своего противника маневром; другими словами, каскадом феерических фигур воздействовал на его психику, деморализовал, устрашал его. Он прославился своим чутьем охотника: никто так не умел отыскивать неприятельский самолет, как Крутень.

Над Несвижем 30 июля появился вражеский «Альбатрос». Капитан Крутень, поднявшись на своем «Ньюпоре», немедленно вступил в бой и сбил немецкий самолет.

Об этом Крутень рапортует: «...Настиг неприятельский самолет и отрезал ему путь к позиции. Он пробовал прорваться, нырнул под меня. Я, пикируя на него, выпустил по нему одну обойму, но мимо. Сейчас же повернул за ним, переменил обойму и снова повел преследование, отрезая ему обратную дорогу. Над м. Несвижем удалось близко подойти к нему спереди. Он снова пробовал нырнуть, но я, выпуская на пикирующем спуске по нему вторую и последнюю обойму, попал несколькими пулями в жизненные части аппарата».

2 августа город Несвиж к близлежащий участок фронта любовались другим смелым поединком в воздухе. Крутень налетел на немца и после короткого, но чрезвычайно эффектного боя сбил «Альбатроса».

Так рождались черты воинской славы русских летчиков.

Зиму 1916–1917 г. Крутень провел на англо-французском театре военных действий. Его слава стала международной. Весной 1917 г. он уже на Юго-Западном фронте.

24 мая Крутень к концу своего дежурства в воздухе увидел неприятельский аппарат. Бензин был на исходе. Но такова уж была природа Крутеня – не оставлять противника безнаказанным в русском небе, – и он бросился преследовать врага. «Восточнее Денисова капитан Крутень настиг противника и атаковал его. Атаку пришлось вести, планируя, так как к этому времени вышел весь бензин. В бою летчик и наблюдатель противника были ранены, и аппарат опустился в нашем расположении у дер. Марианки. Это третья воздушная победа капитана Крутеня в течение недели», – гласила сводка командования.

...Крутень не был побежден врагом; он пал жертвой несчастного случая: на высоте 400 м. сдал мотор, Крутень был тогда в зените славы, имея за собой ряд блестящих побед. Он неутомимо летал и вместе с тем активно занимался подготовкой летчиков.

«Истребитель, – внушал он своим товарищам, – это не летчик, летающий на истребительной машине, а летчик, истребляющий немецкие самолеты в воздушном бою». И основой основ обучения была установка, проверенная на войне, что только в настоящем бою родятся настоящие истребители, что секрет воздушных побед лежит не дальше 50 метров от неприятельского самолета.

Подавляющее на Юго-Западном фронте превосходство немцев в воздухе било сломлено. Немалая заслуга в этом принадлежит Крутеню и руководимой им истребительной группе. Ее самоотверженная работа и блестящие групповые налеты русских ассов заставили немцев обвести красной чертой на карте район действий истребительной группы Крутеня, как зону, опасную для полетов. Сюда немецкие летчики не показывались.

Примеру 23-летного Крутеня последовали и другие летчики. При этом задачи, решавшиеся в большинстве случаев молодыми летчиками, отличались продуманностью, действия их были проникнуты активным, наступательным духом.

Крутень сбил 20 самолетов, Кокорин – 11, Смирнов – 9, Орлов – 8. Даже по немецким, явно заниженным, данным русские летчики сбили 289 немецких самолетов.

В годы мировой войны летчики-ассы украшали фюзеляж своей машины различными изображениями. Крутень избрал для своего самолета облик русского воина времен Александра Невского. На фюзеляже его машины были изображены скрещенные мечи, копье, лук и колчан со стрелами. Когда на русском фронте появились немецкие ассы с изображенным на фюзеляже мечом. Крутень напомнил «крылатым меченосцам» слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам пришел, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля».

Советские летчики, вписавшие в ходе великой отечественной войны незабываемые страницы в историю борьбы с немецкими варварами, умножили традиции первых русских воздушных богатырей. Заветы Крутеня, называвшего военным летчиком лишь того, кто жаждет и ищет боя с врагом, стали законом для тысяч советских истребителей, показавших образцы беззаветной храбрости, стойкости и мужества. Советская страна знает и любит сталинских соколов, истребляют их немецких воздушных пиратов. И вслед за Евграфом Крутенем повторяют сталинские соколы пламенные слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам пришел, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля».


Доктор исторических наук Н. Волков
Статья из рублики Традиции русских летчиков
газета Сталинский сокол 2 октября 1942 года.

Tags: aces high, НАШИ, литература
Subscribe

  • ДРОЗДОВСКИЙ

    "Капитан Генерального штаба Михаил Гордеевич Дроздовский, Севастопольская авиационная школа (Кача), 1913 год." Знаменитый герой белого движения,…

  • И целого мира мало

    Андрей Будаев вновь решил порадовать своих поклонников, представив новый календарь на 2016 год под названием «И целого мира мало». Календарь выполнен…

  • Живой Журнал празднует день рождения!

    Домен LiveJournal.com был зарегистрирован 15 апреля 1999 года. В том же году вышел в прокат культовый фильм «Матрица», в городе Сараево родился…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments