Степанов Борис Юрьевич (aviator_bob) wrote,
Степанов Борис Юрьевич
aviator_bob

Categories:

Пороховщиков...

Самолет ВВС России. Первая мировая война..jpg
Учебный самолет П-IV-бис авиации РККА (1921г.)

Первым советским легкомоторным самолетом можно считать учебный биплан П-IV, созданный конструктором А.А. Пороховщиковым в 1917 г. Это был не первый его самолет, ранее им были построены еще два, созданные еще до Первой мировой войны. В 1918 г. Пороховщиков сдал официальные испытания на звание военного летчика и добровольно вступил в Первую Петроградскую авиагруппу. Затем служил в 3-м и 32-м авиаотрядах, возглавлял 16-й авиационный поезд и опытные мастерские Воздушного флота.

П-IV - учебно-тренировочный самолет Пороховщикова.
Он спроектировал несколько самолетов для первоначального обучения летчиков. Все они имели схему многостоечного расчалочного биплана с ферменно-расчалочной хвостовой частью фюзеляжа, что было типичным для многих самолетов периода Первой мировой войны. Крылья и хвостовое оперение были сделаны из дерева и имели полотняную обшивку, хвостовая ферма — из деревянных брусков. Машина не обладала высокой скоростью и потолком, но зато отличалась простотой конструкции и дешевизной, была дегка в пилотировании, что являлось важнейшим требованием, предъявляемым к машинам первоначального обучения. Выпускались она серийно с февраля 1917 г. до весны 1923 г.

Самолет П-IV был закончен постройкой 27 февраля 1917 г. На нем был установлен ротативный двигатель «Рон» мощностью в 80 л.с. Сиденье инструктора было сзади, а ученика впереди. Инструктор имел возможность выключить управление ученика и контакт зажигания. В то время подобные меры были признаны весьма полезными. Позднее такое устройство перестало применяться в связи с изменением методики летного обучения. Шасси имело парные наклонные стойки и парные колеса. Масса пустого самолета составляла всего 340 кг. В мае испытания были закончены, и самолет запустили в серию. Серийная постройка П-IV развернулась с июня на эвакуированном из Риги заводе Пороховщикова. Он располагался в Петрограде на Песочной набережной Аптекарского острова. После революции завод был национализирован, однако производство продолжалась.

p4-1.jpg
Учебный самолет П-IV-бис , фронтальный вид.

p-4-porohofshikov-02.jpg
Учебный самолет П-IV-бис , вид с боку.
На базе самолета П-IV было создано несколько модификаций. Особенно удачным оказался самолет П-IVбис, выпущенный в феврале 1920 г. Он отличался от первого варианта гондолой с расположением мест инструктора и ученика рядом. Его сразу приняли в серийное производство, и за короткое время было построено более 40 самолетов. В 1920 г. предприятие закрыли, конструктор оказался не у дел и перебрался в Москву. Затем Пороховщиков работал начальником авиамастерских на Ходынском аэродроме, сконструировал еще несколько учебных самолетов. Один из них — П-IV-2-бис являлся дальнейшим развитием самолета П-IVбис и также был принят к серийной постройке.
По своей схеме и размерам этот самолет почти не отличался от своего предшественника, но его конструкция была усилена. Это дало возможность установить на нем более мощный (и тяжелый) двигатель в 110 и 120 л.с. Вместо шасси тележечного типа на новом самолете применено более простое — двухколесное. Конструкция крыльев и хвостового оперения — из дерева с полотном, хвостовая ферма — из деревянных брусков с проволочными расчалками. Сиденья расположены рядом в фанерной кабине, оклеенной полотном.
По своим летно-техническим качествам П-IVбис отвечал требованиям, предъявляемым к самолетам для первоначального обучения. Его максимальная скорость достигала 120 км/час, а посадочная — 62 км/час, потолок 3500 м. Завод построил 40 самолетов этого типа. Самолеты Пороховщикова эксплуатировались в летных школах до 1923 г., затем их сменил более совершенный У-1. Судьба Пороховщикова сложилась трагически, его несколько раз арестовывали, а в 1941 г. он был расстрелян.
Tags: НАШИ, аппараты
Subscribe

  • Последний полет Лидси и Квика...

    Работа Яна Гарстки, Масло на льне 20” x 30”. 21 марта, Be2f из 16-й эскадрильи RFC стал 29-й жертвой барона фон Рихтгофена. Пилот флайт-сержант…

  • 1917 07 29 SE5 No. 60 Sqn vs Albatros D.V Jasta 12,

    Ну вот вам и нарядные британцы, по случаю пятницы. Что же изобразил Марк Постлетвейт. Это было одно из первых столкновений между британскими…

  • Первая победа Жака Рока...

    Сюжет картинки несколько фантастичен, так как её автор украсил Альбатрос поверженного врага, надписью "LO" на его фюзеляже. Это как бы намекает…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments