Степанов Борис Юрьевич (aviator_bob) wrote,
Степанов Борис Юрьевич
aviator_bob

Categories:

1914 г. Авиаторы в подмосковных Бронницах

1914 г. Авиаторы в подмосковных Бронницах
статья Натальи Юрьевны Павлюковой.


Авиаторы в Бронницах
Исторически сложилось так, что Бронницы — это город транспортников: ямщиков и военных автомобилистов. В средние века и в новое время здесь разводили лошадей, в новейшей истории испытывали любую колесную технику для Министерства обороны. Но оказывается - Бронницы еще и малая родина российской авиации. Именно в нашем городе в начале века располагался один из первых русских аэродромов, и именно в нашем городе шло формирование и обучение первых авиаторов для нужд царской армии. Существовал аэродром недолго всего пару лет, 1913-1914 г.г., так как с началом Первой мировой войны летный отряд был передислоцирован в район боевых действий. Но след о себе авиаторы в городе оставили.
Какой, об этом и пойдет речь в нашей статье, подготовленной на основе материалов любезно предоставленных редакции сотрудниками Музея истории г.Бронницы.
Авиация пришла в России сначала как один из видов спорта, наряду с автомобилями и футболом. Но очень быстро стало понятно, что военно-воздушные силы могут являться одним из звеньев стратегической мощи России. В 1910 году российское правительство закупило во Франции первую партию самолетов. Этот год считается годом рождения ВВС России. Тогда же в Московском военном округе была сформирована первая авиационная воинская часть. И уже в июле 1911 года при авиашколе Московского общества воздухоплавания была организована подготовка офицеров МВО в качестве летчиков.
Выпускник этой школы потомственный дворянин Владимир Андреевич Юнгмейстер был в 1913 году назначен командиром авиаотряда Гренадерского корпуса. Самого подразделения в этот момент собственно не было. Его предстояло только сформировать, что и было поручено В.А.Юнгмейстеру. Место для аэродрома , удобное по всем показателям, определили в 50 верстах от Москвы, в наших Бронницах. Не трудно представить каким событием в жизни уездного города стало известие о предстоящем сооружение аэродрома.
Как именно и откуда проходил набор кадров в подробностях не ясно, но известно, что искали профессионально подготовленных людей по всей страны. Наверное, были в числе приглашенных сотрудников и жители города, хотя бы в качестве нижних чинов. Но понятно, что попасть в состав престижного воинского подразделения желали многие.
В апреле 1914 г. В апреле 1914 года, на аэродроме собрались гости , в полет вместе с 26-летним поручиком Михаил Иванович Лященко отправился в качестве пассажира Константин Петрович Савицкий. И неожиданно случилась трагедия – самолет рухнул. Информация об инциденте обошла страницы большинства российских газет.
Вот как описывается это событие в журнале «ЗАРЯ» №17 1914 года.
«21 апреля на Бронницком аэродроме произошла авиационная катастрофа, унесшая сразу 2 жизни. На этот раз погибли военный летчик поручик Лященко и секретарь Бронницкого воинского присутствия Савицкий, летавший в качестве пассажира. Поручик Лященко полетел первым при возобновлении полетов на Бронницком аэродроме. Поднявшись на «Ньюпоре» сравнительно на небольшую высоту, Лященко направился к востоку. Вылетев за пределы аэродрома, его аппарат при повороте вдруг быстро пошел книзу, склоняясь на левое крыло. В скорее «Ньюпор» совсем скрылся из глаз зрителей. Публика, ничего не подозревая, ждала возвращения авиатора. И только после 10-15 минут бесплодных ожиданий стали предполагать о возможном несчастье и бывшие на аэродроме отправились по направлению спуска «Ньюпора». В трех верстах от аэродрома в поле им представилась ужасная картина: на земле лежал изломанный аппарат, а под его обломками труппы поручика Лященко и Савицкого.
Трагически погибший поручик Лященко был еще совсем молодым человеком и служил в восьмом восточно-сибирском полку. Но, не смотря на свою молодость (26 лет), он в короткое время успел завоевать репутацию знающего дело офицера, и, когда Лященко заинтересовался авиацией, командующий сибирским округом оказал протекцию для поступления в Севастопольскую авиационную школу, куда всегда имеется масса кандидатов. В декабре тринадцатого года, Лященко окончил школу и, получив звание военного летчика, был назначен на бронницкий военный аэродром, где он так неожиданно и страшно погиб. М.И.Лященко уроженец г. Ромень Полтавской губернии. После него осталась записка, в которой он просит свое тело отправить на родину и просит также не верить о версии о самоубийстве. «Я еще хотел жить и чувствовать» говорится в этой записке. Но судьба решила иначе.»
А что же Савицкий? Кто он, чем занимался, кто его близкие и как сложилась их дальнейшая судьба, а также подробно узнать о тех, кто покорял бронницкое небо, как выглядели самолеты начала прошлого века и многое другое, можно узнать, посетив Музей истории города Бронницы.
И еще: осталось загадкой место, где упал самолет и где был установлен знак с надписью «Это место не пахать». Возможно, среди читателей газеты есть знатоки летного дела, и они могут по воспоминаниям, фотографии и газетным заметкам определить район трагедии. Городской музей будет очень признателен таким людям.
Бронницкий аэродром прослужил долгие годы. В 1918-1919гг здесь размещался 7-й
истребительный отряд, в котором служили уже красвоенлеты- красные военные летчики, пришедшие на смену русским офицерам-первым военным летчикам России. В 60х в Бронницах оставалась лишь сельскохозяйственная авиация. Люди старшего поколения, наверняка, помнят стрекочащие над Бронницами « этажерки».
источник: http://www.proza.ru/2013/05/04/108


Рапорты штабс- капитана Юнгмейстера В.А.,
о формировании 5-й Авиароты :

От10.01 .1913г Наблюдающему за формированием 5-й Авиароты

10 января 1913г. Я приступил к формированию 5-й
Авиационной роты.

От 2.03 .1914г. Начальнику штаба Московского военного округа

Доношу, что 5-я Авиационная рота и 3 Авиационных
отряда сформированы.
Начальник Авиационного отряда Гренадерского корпуса
Штабс-капитан Юнгмейстер.




СОСТАВ 5-й АВИАЦИОННОЙ РОТЫ

г. Бронницы Московской губернии. Июль 1914г.



Командир роты полковник ЕСТИФЕЕВ Павел Федорович

Пом. Командира роты капитан НИЖЕВСКИЙ Виктор Львович

Адьютант роты штабс-капитан ДМИТРИЕВСКИЙ


Нижних чинов - 71 человек.



ГРЕНАДЕРСКИЙ авиаотряд ( авиаотряд Гренадерского корпуса)

Начальник штабс-капитан ЮНГМЕЙСТЕР Владимир Андреевич

Юнгмейстер Владимир Андреевич (1881-1943), военный лётчик.
Родился в Костроме. Выпускник школы авиации МОВ 1911 году (диплом №53 от 20.07.1911 г.). Продолжил обучение авиации в Петербурге. Сразу после окончания военных манёвров 1911-го года его откомандировывают на Воздухоплавательные курсы при Петербургском Политехническом институте, а спустя год записали в переменный состав Авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы.
Закончив обучение по первому разряду в декабре 1913 г., в звании "военный лётчик", он получил назначение командиром авиаотряда Гренадерского корпуса, и начал его формировать в Бронницах под Москвой. Весной 1914 г. там же приступил к формированию 5-й авиароты. В.А. Юнгмейстер находился в действующей армии с 4 августа 1914 г. В середине октября его на месяц откомандировали в Петроград за новыми самолётами. Вскоре после возвращения капитан Юнгмейстер стал начальником Авиационной группы при штабе 4-й армии. Но и на высокой должности он не перестаёт быть боевым лётчиком. За август-октябрь 1914 г. он совершил 17 боевых вылетов, в ноябре 1914 - феврале 1915 г. еще 14 (общий налёт 41 час. 23 мин.). Авиационным соединением он руководил чуть больше двух месяцев.
18 февраля 1915 года его самолет потерпел катастрофу, в которой он сломал ногу. На личном поезде цесаревича его отправляют в Петроград для лечения. После окончания лечения ему поступает предложение от Великого князя возглавить Севастопольскую авиашколу. Однако, Юнгмейстер отказался от лестного предложения, так как "склонен к полевой работе". Он вновь получает назначение командиром 4-го авиадивизиона. Приказ появился 10 марта, спустя два дня в Смоленске начали формировать новый авиадивизион, отбывший в действующую армию 31 мая 1916 года. Летом 1916 г. капитан Юнгмейстер вновь попадает в аварию, в которой был контужен. 16 августа 1916 г. В.А.Юнгмейстер откомандирован на "Дукс" за новыми самолётами. В самом начале 1917 г. авиадивизион под его командованием вновь воевал на Румынском фронте. 18 января он стал подполковником. 24 апреля генерал-квартирмейстер штаба армии подписал аттестацию Юнгмейстеру: "В высокой степени серьёзный и твёрдый командир. Отлично дисциплинирован сам и с большим умением поддерживает порядок в дивизионе. Выдающийся лётчик, всей душой предан авиации. Пользуется большим авторитетом. Скромен. Прекрасный товарищ. Отличных нравственных качеств, заботлив о подчинённых. Дивизион свой содержит в большом порядке. Выдающийся командир и боевой служака".
После революции воевал в авиации Деникина. Умер в эмиграции 17.01.1943.
Литература
М.Л.Дольников, М.Л.Дольникова. Икары российского неба.
Младшие офицеры: штабс-капитан Андреев Сергей Дмитриевич
штабс-капитан Корицкий Владимир Николаевич
поручик Слепцов Василий Александрович
подпоручик Макшеев Дмитрий Дмитриевич
Летчики нижние чины: ст. унтер- офицер Гудков Георгий Иванович
ст. унтер-офицер Оболикшта Павел...
Нижних чинов -53 чел.



17-й КОРПУСНЫЙ авиаотряд


Начальник капитан Кравцевич Осип Осипович
Младшие офицеры: штабс-капитан Загурский Казимир Марьянович
штабс-капитан Кузнецов Александр Александрович
штабс-капитан Данилин Павел Феопемонтович
подпоручик Ляшенко Михаил Иванович( погиб в
апреле 1914г.)
Летчик нижний чин: мл. унтер- офицер Киселёв Федот Егорович
Нижних чинов -48чел.




13-й КОРПУСНЫЙ авиаотряд


Начальник штабс-капитан Кокаев Николай Владимирович
Младшие офицеры: штабс-капитан Варгасов Владимир Николаевич
поручик Пестов Василий Иванович
поручик Николаевский Александр Викторович
поручик Кузьминский Михаил Петрович
Летчик нижний чин охотник Скиндер Александр Иванович
Нижних чинов -46 чел.
Tags: летуны
Subscribe

  • Из за солнца...

    Фоккер и Виккерс, внезапная атака из за солнца. Старая, но очень точная иллюстрация эпизода первых воздушных боёв на Западном фронте.

  • Пятница...

    Чей коллаж, не знаю.

  • К "ангелам ада"...

    Пару слов к предыдущему посту, не так уж давно имел пространную беседу с автором, изложившим своё мнение на свежеснятый британский военный фильм…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments