Степанов Борис Юрьевич (aviator_bob) wrote,
Степанов Борис Юрьевич
aviator_bob

Categories:

О комете Галлея в отечественной авиационной геральдике...

Первое известное упоминание, касается помощника командира 2-й Боевой авиационной группы штабс-капитана С.К.Шебалина, отметившего этим символом свой новенький Спад. К сожалению Сергей Константинович не оставил мемуаров, можно только гадать о его мотивах выбора этой эмблемы.
Spad 7 1648.jpg
Spad 7 1548 p.jpg
Спад 7 № S1548, на аэродроме В.Бубновка, осень 1917 года.

Второй раз комета попала в объектив фотокамеры уже не как личный символ, а как опознавательный целого воинского подразделения.
10&11 АОИ.jpg
Ходынкое поле после июльского урагана 1918 года, на переднем плане два поврежденных Ньюпора со знаками 11-го и 15-го истребительных отрядов на рулях направления.
Оба отряда на тот момент входили в 4-ю Боевую авиационную группу РККВВФ, но если 15-й отряд воевал в составе группы еще в первую мировую, то 11-й был влит в эту часть весною 1918 года. Моё предположение, что его пилоты могли пользоваться эмблемой с рисунком кометы еще до большевицкого переворота оказалось не состоятельным, так как М.Хайрулин и В.Куликов утверждают, что к моменту перехода отряда под красные знамена новой власти в нем уже не было ветеранов прошлой войны. Из старого состава отряда оставались только новый лётчик Кузин, прибывший в отряд в декабре 1917 года и наблюдатель Лобадовский, бывший с начала 1918 года командиром отряда.
11 АОИ.jpg
Вариант прочтения эмблемы 11-го истребительного по мнению Марата Хайрулина и Александра Казакова.
Я не согласен с мнением моих соавторов в том, что фон на котором была нарисована комета был красным, так как при переформировании группы в дивизион в состав последнего вошел 12-й истребительный отряд имевший в качестве отрядного отличия красно-белую "зебру" на рулях направления его машин. Мнение мое основывается на том, что самолеты отрядов входивших в дивизион должны были иметь достаточно контрастные цвета их отличительных знаков для того, что бы не путаться и на дистанциях большого удаления. Скорее всего фон эмблемы был желтым, хвост кометы голубым, а сама звездочка красной. Не думаю так же, что старые опознавательные знаки на рулях машин стоящих на втором плане снимка, были смыты или закрашены серым (серебрянкой) как это изобразил Александр. Скорее всего новая эмблема была накрашена поверх старых О.З. в один слой и при определенных ракурсах съёмки они просвечивали через тонкий слой краски.
Tags: геральдика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments