Степанов Борис Юрьевич (aviator_bob) wrote,
Степанов Борис Юрьевич
aviator_bob

Categories:

Гатчинцы...

kravzov2.jpg
Тимофей Кузьмич КРАВЦОВ (в пилтоке) среди учлётов Гатчинской ОВШ.
http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?catid=115&sobi2Id=529&sobi2Task=sobi2Details
Статья о нём мне показалась интересной поэтому даю её целиком без купюр.
источник:http://sibforum.sfu-kras.ru/node/640


Георгиевский кавалер
kravzov1.jpg

О том, что в городе Красноярске жил на пенсии один из первых российских военных лётчиков, соратник П. НЕСТЕРОВА, полный георгиевский кавалер, герой Первой мировой войны Тимофей Кузьмич КРАВЦОВ, я узнал из статьи в старой газете. Многотиражка политотдела Красноярского управления гражданской авиации «Красноярский пилот» 6 ноября 1965 года поместила статью В. ЛАРИНА «Крылья революции», посвящённую участию Тимофея Кравцова в революции и Гражданской войне. Потом попался на глаза очерк В. КРАЮШКИНА «Дорогой смелых» в журнале «Енисей», где достаточно подробно был показан период службы Тимофея Кузьмича в царской армии. И всё…

Обе статьи были «прибраны» до поры до времени, я ими воспользовался, когда готовил к изданию книгу о красноярской авиации: как выяснилось, к её становлению Тимофей Кузьмич имел прямейшее отношение. С 1934 года он работал начальником аэропортов в Енисейской авиагруппе. Но его дальнейшая судьба мне была неизвестна.

И вот в августе этого года, юбилейного для красноярской авиации, — звонок начальника отдела кадров Красноярского управления воздушного транспорта Владимира Александровича СОРСУНОВА: «Слава, тебе говорит что-нибудь фамилия Кравцов?».

— Тимофей Кузьмич? — спрашиваю.

— Он самый.

Оказывается, на днях в управление пришёл пожилой мужчина, оказавшийся внучатым племянником Т.К. Кравцова. Владимир Евгеньевич СПАССКИЙ принёс фотографии, документы и рассказал, что умерший в 1972 году Тимофей Кузьмич похоронен на Базайском кладбище г. Красноярска. Жены и единственной дочери тоже уже нет в живых. Внуков по прямой линии нет, линия рода оборвалась. Владимир Евгеньевич, сохранивший архив лётчика, беспокоился о возможной окончательной утере места захоронения героя Первой мировой войны.

— Мне уже за 60, и кроме меня, на кладбище у Кравцова никто не бывает. Обидно, такой человек был героический, а никто и не вспомнит, — сокрушался Владимир Евгеньевич.

Т. К. Кравцов — третий слева
Т. К. Кравцов — третий слева
Перебирая фотографии лётчиков Первой мировой, вглядываясь в лицо самого Тимофея Кузьмича, бравого красавца-брюнета с отличной выправкой, я как будто окунулся в ту эпоху, в ту незаслуженно забытую войну за Отечество, в которой тоже было немало героев.

Биография Тимофея Кузьмича Кравцова уникальна. Жизнь на переломе времён могла легко перемолоть человека слабого, а сильного — вознести высоко. Тимофей Кузьмич прожил очень достойную жизнь и несмотря на разные повороты судьбы — удержался на высоте, НИКОГДА НЕ ПАДАЛ!

Прочитав его незаконченную, к сожалению, рукопись воспоминаний, я посчитал своим долгом рассказать об этом замечательном человеке. Тем более что нынешний 2014-й — год 100-летия начала Первой мировой войны, одной из самых драматичных страниц мировой истории. По инициативе российского парламента день вступления России в Первую мировую войну — 1 августа — был установлен в качестве официальной даты как День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 гг.

***

Тимофей Кузьмич Кравцов родился 20 января 1889 года в Курской губернии. В семилетнем возрасте остался без отца, после четырёх классов школы поступил учеником слесаря в мастерские. В 15 лет уехал на Донбасс, где работал слесарем на рудниках до призыва в армию. В 1910 году был призван на действительную военную службу во Владивостокскую крепостную военно-телеграфную роту, успешно окончил школу телеграфии.

В первом полугодии 1911 года Тимофей Кравцов впервые увидел самолёт, на котором авиатор Яков СЕДОВ производил публичные платные полёты во Владивостоке. Кравцов познакомился с авиамехаником самолёта Седова, которому предложил свои услуги по выводу самолёта на старт и со старта. Тимофей Кузьмич вспоминал: «… с какой я радостью и любовью обмывал и обтирал самолёт, с радостью помогал в работе по подготовке самолёта к полёту. Я так был зачарован самолётом, что даже пошёл на нарушение воинской дисциплины, совершая самовольные отлучки из роты. Продолжал удирать на аэродром до тех пор, пока Седов не прекратил свои полёты во Владивостоке».

В этом же году поступил приказ военного министра СУХОМЛИНОВА командировать из инженерных войск в Петербург, в Офицерскую воздухоплавательную школу, добровольцев — абсолютно здоровых людей из нижних чинов. Командир части отправил Кравцова.

По прибытии в Петербург Кравцов был зачислен в школу авиамехаников, которую успешно закончил в 1912 году. Это был первый выпуск авиаспециалистов в царской России (до этого в нашем Отечестве было всего пять авиамехаников, прошедших обучение во Франции).

Вскоре унтер-офицер Кравцов был назначен старшим механиком группы монопланов, а в 1913 году — в офицерский класс инструктором практического обучения «господ офицеров». В то время среди учеников-лётчиков офицерского состава находились вошедшие в историю воздушного флота штабс-капитан Нестеров, штабс-капитан КРУТЕНЬ, ротмистр КАЗАКОВ и другие.

Кравцову как старшему авиамеханику часто приходилось участвовать в полётах с инструктором капитаном МОДРАХОМ, который в воздухе начал понемногу учить механика управлять самолётом. Просился Кравцов учиться лётному делу и официально, но получал отказ, поскольку был выходцем не из дворянского сословия. Несмотря на это Кравцова как специалиста-механика высоко ценило руководство школы. В 1914 г. он был назначен в военную комиссию, состоящую из офицеров, для ознакомления с постройкой самолёта Илья Муромец конструкции СИКОРСКОГО. Во время этой командировки Кравцов упросил предоставить ему право обучаться лётному делу без отрыва от своей служебной деятельности. Разрешение дали, и Тимофей Кравцов, сначала освоив руление самолётом на земле, после трёх взлётов и посадок с инструктором поднялся в воздух самостоятельно. Так втайне от начальства и научился летать.

Вернувшись в Гатчину, он снова обратился к старшему офицеру школы капитану ДАНИЛЕВСКОМУ за разрешением сдать экзамен «на лётчика», выдав свой секрет — что уже умеет летать самостоятельно. Но всё равно получил отказ. Помог Кравцову случай, который мог закончиться трагически.

На аэродроме школы стоял трофейный немецкий самолёт «Альбатрос», считавшийся очень неудачным. Лётчики отказывались на нём летать, боясь разбиться. И вот Кравцов решил опробовать столь страшный для остальных самолёт и заодно доказать, на что способен простой солдат. Он просил доложить об этом командованию школы.

Вылет настойчивому механику разрешили. Он отлично взлетел, но, как назло, в полёте отказал мотор. В этих экстремальных условиях нерастерявшийся Кравцов выключил мотор и произвёл спокойную посадку. Подъехавший к месту посадки начальник школы полковник УЛЬЯНИН поблагодарил Кравцова за службу и за сохранение самолёта. Но ещё больше был рад солдат Кравцов, когда в его присутствии его «вечный враг» капитан Данилевский, обращаясь к офицерам, сказал: «Надо отдать должное справедливости: Кравцов — золото механик и золото лётчик!». С этих пор Тимофей Кравцов был в большом почёте и среди солдат, и среди руководства.

Вскоре после сдачи экзамена на допуск к полётам его назначили инструктором по обучению учлётов. Но уже началась война с Германией, и свое-нравный солдат рвался на фронт. Он получил от писаря документы об окончании школы лётчиков и самовольно выехал в 31-й корпусной авиаотряд, которым командовал его бывший инструктор капитан Модрах.

В отряде Кравцова приняли с большой радостью и теплотой, и началась его боевая служба. Числясь в авиаотряде солдатом-лётчиком и исполняющим обязанности инженера, Кравцов с 1915 по 1917 год по боевым полётам превзошёл всех офицеров не только своего отряда, но и авиадивизиона. Летал на самолётах различных марок — Дюпердюсен, Ньюпор, Фарман, Блерио, Моран, Моран-Парасоль, но более всего — на самолёте марки Вуазен. Один из первых в русской авиации летал ночью на бомбометание.


За время службы в 31-м авиаотряде Тимофей Кузьмич Кравцов удостоился четырёх Георгиевских крестов (с формулировкой «за воздушные разведки») и был произведён в первый офицерский чин прапорщика. Кроме того, за свои боевые полёты Кравцов был награждён орденами Анны, Владимира, Станислава с мечами и бантом и Золотым Георгиевским оружием. Последнюю награду он получил за произведённую аэрофотосъёмку железной дороги, проложенной в Ковельском направлении к позиции фронта. Аэрофотосъёмка впервые в русской армии была произведена непрерывно на всём протяжении позиций 31-го корпуса Юго-Западного фронта, что представляло большую ценность для командования. Во время этих вылетов экипажу Кравцова приходилось неоднократно вступать в воздушный бой. В последнем бою из семи самолётов противника Кравцов сбил два (один из них — застрелив вражеского пилота из личного оружия). В этом же воздушном бою Тимофей Кузьмич сам был ранен и сбит над территорией противника, спланировал к лесу, но к счастью, был спасён от плена во время Брусиловского прорыва русскими войсками на реке Буг.

После революции 1917 года солдатским комитетом авиаотряда Т.К.Кравцов был послан делегатом на фронтовой съезд от частей Юго-Западного фронта. С первых дней организации РККА Тимофей Кравцов вступил в её ряды и принял командование 21-м авиаотрядом, где был примером для всего личного состава. В 1919 г. назначен начальником авиации и воздухоплавания 15-й Армии. Воевал против ДЕНИКИНА и ПЕТЛЮРЫ.

В 15-й Армии Кравцов предложил восстанавливать самолёты из списанных и потерпевших аварии. А когда в 1920-м году его назначили командиром 1-го Авиапарка Западного фронта, добился неслыханной по тем временам производительности труда: восстанавливали до 30 штук самолётов в месяц.

В 1923 году Кравцов назначен начальником Военно-Воздушных Сил Туркестанского фронта, участвовал в операциях по ликвидации басмаческих банд в Бухаре.

В это же время он поставил перед ВЦИК вопрос об организации воздушных сообщений в Средней Азии. К его предложению отнеслись со всем вниманием, и Тимофей Кузьмич был назначен начальником управления воздушных сообщений общества «Добролёт» Средней Азии. По существу, воздушных линий в то время ещё не было, их нужно было впервые организовывать. Первым стал маршрут Ташкент-Верный. Потом — Ташкент-Бухара-Хива; Ташкент–Кабул; Ташкент-Душанбе; Ташкент-Алма-Ата.

Из Средней Азии Кравцова направляют на Украину, в управление общества «Укрвоздухпуть» начальником Харьковского аэропорта. В этой должности он состоял до 1927 года, когда по личной просьбе был переведён на лётную работу. Летал по маршрутам Харьков-Москва, Харьков-Минеральные Воды, на новой линии Баку-Сочи. Налетав первый миллион километров в «Укрвоздухпуть», Тимофей Кравцов не имел ни единой аварии.

Однако в 1932 г. (ему 43 года) авиатор прекратил лётную работу и организовал (впервые) лётно-испытательную станцию при авиазаводе № 22 в Филях. Ему очень понравилась эта работа, связанная с контролем построения самолётов и испытанием их в воздухе. Вслед за этим первопроходец воздушных линий принял отдел механизации аэродромной службы в Научно-испытательном институте гражданского воздушного флота. Не получив высшего образования, но имея многолетний практический опыт в эксплуатации и наземной технической службе, Тимофей Кузьмич много сделал для становления инженерно-аэродромной службы ГВФ.

С 1934 г. по май 1941 г. Кравцов работает в Сибири, в Енисейской и Игарской авиагруппах Управления полярной авиации Главного Северного морского пути (УПА ГУСМП) — возглавляет аэропорты в Игарке и Дудинке.

Во время Великой Отечественной войны (с мая 1941 г. по май 1944 г.) он — начальник аэропортов Анадырь и Певек в Чукотской авиагруппе УПА ГУСМП.

В 1945 году Кравцов вернулся в Красноярск и был назначен первым начальником линейных мастерских только что сформированного Красноярского управления ГВФ.

С 1946 по 1948 гг. — начальник аэропорта «Надежда» Авиаотряда Норильского комбината МВД.

С 1948 по 1949 г. — начальник аэропорта Якутск.

С 1949 по 1958 г. — начальник аэропортов в Украинском управлении ГВФ.

Кстати, в 1944 году на Чукотке Кравцова пытались репрессировать — то, что он не скрывал своё «царское прошлое», видимо, кому-то не давало спокойно жить. В его трудовой книжке есть три интересные записи: «25.05.1944 — освобожден от работы начальника аэропорта Певек … 1.10.1944 – принят в Чаун-Чукотское Горно-промышленное управление на должность мастера пилорамы... 10.08.1945 — уволен из системы ЧЧГПУ, основание — телеграмма т. Мазурук».

Если перевести на «человеческий» язык: опытнейший начальник аэропорта увольняется из авиации якобы «за нарушения» и ставится к пилораме, «чтобы жизнь мёдом не казалась». Вытащил его оттуда знаменитый полярный лётчик Илья Павлович МАЗУРУК, начальник управления полярной авиации. Именно по его телеграмме Тимофей Кузьмич был восстановлен в правах и должности и направлен в Красноярск. Илья Павлович в этом случае (как и во многих других) показал себя настоящим человеком и не побоялся заступиться за подчинённого, что в те времена далеко не каждый решался сделать.

Из Красноярска Кравцова скоро перевели в Норильск, так как там был основной объём перевозок и надо было строить всю инфраструктуру.
Но долгие годы на «северах», видимо, замучили уже 60-летнего авиатора. Он ушёл на пенсию, уехал на Украину, но долго на месте не усидел — напросился работать начальником маленького, в одну посадочную площадку, аэропорта Ромны. Какое-то время служил даже без зарплаты (не было штата), лишь бы находиться на аэродроме.

И куда бы Кравцова ни посылали, всегда рядом с ним находилась жена. Семьёй он обзавёлся уже достаточно поздно, как раз когда приехал на работу в Сибирь. Валентина Васильевна МАТАНЦЕВА — из коренных красноярцев, отец её был известным в городе столяром-краснодеревщиком. Яркая, красивая женщина была моложе мужа на 20 с лишним лет. В 1941 году у них родилась дочь, а через месяц Кравцова переводят на Чукотку. Решили лететь с малышкой, очень боялись, что она не выживет в дороге, но расставаться не хотели.

В 1958 году Тимофей Кузьмич вернулся в Красноярск. В Красноярском управлении гражданской авиации он пользовался огромным авторитетом и уважением — его всегда приглашали на праздники, а слова «Видел Ленина» (а он его видел, и не раз) — были как причастность к великому времени.

***
Тимофей Кузьмич Кравцов умер 17 августа 1972 года и похоронен (с большим почётом) на деревенском Базайском кладбище г. Красноярска.
Но вот уже многие годы нет в живых никого из близких родственников, и могила Кравцова находится в заброшенном состоянии. Единственный дальний родственник внучатый племянник В.Е.Спасский сам уже весьма пожилой человек и беспокоится о возможной окончательной утере места захоронения Героя Первой мировой войны.

Именно поэтому предлагаю выйти на администрацию города и края с такой инициативой.

В целях сохранения памяти о полном георгиевском кавалере, герое-лётчике Первой мировой войны Т.К.Кравцове — перезахоронить его прах с Базайского кладбища на аллею Славы кладбища «Бадалык», установить на могиле памятник, соответствующий статусу героя с обязательным освещением ритуала перезахоронения в СМИ города и края.

Считаю решение этого вопроса исключительно актуальным: нужно возвращать национальную память о событиях и героях войны, которую часто называют «забытой».

Вячеслав ФИЛИППОВ,
Военно-инженерный институт СФУ
Tags: военлеты, георгиевские кавалеры
Subscribe

  • О бедном гусаре замолвите слово...

    Да, речь у нас пойдёт о юном гусаре 17-го (Брауншвейгского) полка второго рейха, звали его Георг фон Хантельман. Почему отпрыск старинного…

  • 54-я победа Манфреда фон Ричтофена...

    23 июня 1917 года недалеко от Ипра (YPRES) Красный барон пилотируя свой кроваво красный Альбатрос (Albatros DV) во главе пятерки истребителей…

  • В охотничьем азарте...

    Не знаю был ли такой поединок на самом деле, но личности участников известны: лейтенант Макс Натшер из 4-й ясты и сержант Карри из эскадрильи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments